В данной программе отмечены самолеты отечественного производства, участвовавшие в Первой Мировой войне в составе Императорского военно-воздушного флота России. По количеству военно-воздушный флот России перед войной был самым большим в мире и насчитывал 263 аэроплана (из них 224 — в составе 39 авиационных отрядов, остальные в резерве) и 14 дирижаблей.
Состав военно-воздушного флота России был весьма неоднородным. Несмотря на наличие некоторого количества отечественных конструкций, большую часть русских воздушных сил составляли иностранные самолеты. Они как закупались во Франции, Англии и Италии, так и строились по лицензии на наших заводах («Дукс», РБВЗ («Руссо-Балт»), Щетининский ПРТВ, Лебедевский, Анатра). Преобладали французские марки, лидером среди которых был «Ньюпор».
Начав войну с тремя сотнями аэропланов, к своему концу в октябре 1917 года РИВФ имел около 1500 машин. 300 различных частей и подразделений, в том числе 14 авиационных дивизионов, 91 авиационный отряд, 4 отряда самолётов «Илья Муромец», 87 воздухоплавательных отрядов, 32 отряда морской авиации, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки.
Было даже несколько авиаотрядов, полностью укомплектованных трофейными самолетами. В авиационных частях служило до 35000 солдат и офицеров.
Если перед Первой Мировой войной производительность российских авиазаводов составляла около 480 самолетов в год, то в 1916 году было выпущено 1384 аэроплана (в Советском Союзе этот количественный показатель будет достигнут лишь через 15 лет) и собрано 1398 авиамоторов.
В октябре 1917 года в России существовали уже 34 авиапредприятия, на которых трудились до 12 тысяч рабочих. Четырнадцать заводов выпускали самолеты, семь — моторы, три — воздушные винты и лыжи, два — магнето, один — авиаприборы, остальные семь находились в той или иной стадии достройки.
В 1917 году планировалось изготовить на всех заводах 2250 самолетов, еще через год — довести производительность авиапромышленности до 3000-4500 машин.
Русские самолеты уступали новейшим немецким или французским машинам, но тем не менее, военно-воздушный флот России на протяжении той войны был силой, с которой приходилось считаться. Но уже в феврале 1917 года начался закат императорского воздушного флота, а октябрьские события поставили жирный крест на развитии авиастроения в России. После февральской революции иностранные предприниматели начали постепенно сворачивать производство и вывозить капиталы за границу. Эмигрировали Игорь Сикорский, братья Александр и Владимир Лебедевы, вернулся на родину Франческо Моска. Покинули Россию множество летчиков и инженеров. Императорский военно-воздушный флот, ставший достойным соперником ВВС Германии и Австро-Венгрии, прекратил свое существование.
Программа размещена на сайте http://www.hamclub.ru/ на страничке клуба «Дельфины».
Условия получения дипломов.
Для получения первого диплома необходимо набрать 50 очков.
Связи с российскими радиолюбителями из Европейской России дают 1 очко,
связи с российскими радиолюбителями из Азиатской России дают 2 очка,
связи с членами клуба «Дельфины» дают 3 очка.
Повторы разрешены на разных диапазонах и разными видами излучения.
Для получения каждого последующего диплома количество необходимых очков увеличивается на 50 очков к предыдущему.
Связи засчитываются с 01.01.2022 года.
Дипломный менеджер RA9CUU Ваганов В. М.